Многие эксперты попадают в ловушку: с одной стороны мечтают, чтобы пришли клиенты, а с другой – мучаются и думают, как бы быстрее завершить с ними работу, потому что тяжелые клиенты вытягивают все силы и отнимают энергию. Каких клиентов лучше не брать в коучинг — читайте далее…
- Есть люди, работа с которыми снижает уверенность. После них не хочется брать новых людей в коучинг, потому что подсознательно настраиваетесь на тяжелую изматывающую работу.
- Вам начинает казаться, что это с вами что-то не так, что вам нужно повысить квалификацию, научиться вести клиентов. А на самом деле это просто не ваши люди.
- После такой работы вам хочется отдыхать, а не привлекать больше клиентов. Вы подсознательно закрыты для развития и новых возможностей.
В такую ловушку попадают те, кто соглашается работать со всеми подряд:
- когда нужны деньги, и рад каждому, кто пришел;
- когда нет четких границ и понимания, с кем точно вы не работаете;
- когда нет ориентира на лучших клиентов.
И сегодня разберем виды проблемных клиентов.
Это поможет вам поставить четкие границы и понять, с кем вы точно не хотите работать.
Уже на этапе предварительного знакомства по профилю в соц. сетях и в процессе проведения продающей сессии, вы сможете отфильтровывать таких клиентов и не брать их в коучинг.
9 видов проблемных клиентов
-
Клиент-всезнайка.
Он сам знает, что делать, указывает вам, что и как говорить. Решает за вас, как вам работать. Сравнивает вас с другими экспертами не в вашу пользу. Сам задает правила, по которым вы должны с ним проводить сессии.
-
Категоричный клиент.
Настроен агрессивно. Любое ваше предложение, действие оценивает критично. Разделяет все на черное и белое, категорично решает, что будет делать из предложенного вами, а что нет.
-
Клиент неуспевашка.
Он так занят, что не может четко спланировать время сессий. Нарушает свои обещания. Изначально намекает на то, что из-за своей занятости не может полноценно включиться в программу.
-
Сомневающийся.
Постоянно сомневается, сможете ли вы ему помочь. А получится ли у вас лучше, чем у других. Сработают ли ваши методы. Он не верит в вас, не верит в себя. И часто не верит вообще никому.
-
Безответственный.
Большинство людей изначально приходят к коучу за волшебной таблеткой. Но уже на продающей сессии видно тех, кто готов брать на себя ответственность, и тех, кто не готов. С последними работа будет вытягивать все силы.
Также такие люди могут оттягивать оплату, выпрашивать скидки, переносить встречи. В работе с ними сложно.
-
Агрессивный.
Есть категория людей, которые критикуют эксперта в социальных сетях, высказывают активную неприязнь к нему и к его методам. Но потом просятся в личный коучинг или групповые программы.
Как показывает практика, в 90% случаев удачного сотрудничества с такими клиентами не получается.
-
Клиент, который намного выше вас.
Поднимать планку и работать со статусными клиентами – это всегда только в плюс для вашего роста и развития. И вместе с тем чувствуйте, насколько этот клиент расположен к вам, и насколько вы действительно можете помочь на своем уровне. Если ощущаете, что не справитесь, лучше не браться.
-
Клиент-лазутчик.
Случается, что к экспертам приходят их прямые конкуренты и коллеги с целью выведать секреты и перенять опыт не очень честным путем. Рассекретить такого «лазутчика» не всегда удается. И вместе с тем старайтесь быть на чеку.
-
Клиент-жалобщик.
Такие люди постоянно ноют и рассказывают, как им плохо и насколько у них критическая ситуация. Они пытаются разжалобить эксперта, выпрашивая скидки или даже бесплатное участие, потому что у них самый крайний случай.
Как правило, таким людям тяжело взять ответственность на себя, они ждут, что за них коуч «наколдует» решение. В коучинге они также продолжают плакаться о том, что у них нет ни сил, ни возможностей делать действия.
Поделитесь, с какими сложными клиентами приходилось вам работать? И как справлялись с ними?
P.S. В следующей статье — про 7 критических ошибок в коучинговой и консультационной практике.